Совместимы ли бизнес и женщина?
Рождение и воспитание детей, семья, интерьер, питание, рукоделие, сад-огород… Этот список исконно женских сфер деятельности и самореализации с незапамятных времен неуклонно расширяется усилиями самих женщин. Находить себя и совершенствоваться в новых сферах деятельности, доступных ранее только мужчинам, доставляет женщинам нескрываемое удовольствие и гордость за свои достижения.
В настоящее время устойчивое, а зачастую и первое место в жизни современной женщины занимают бизнес и карьера. Однако не всем женщинам удается получить удовлетворение от избранного для себя жизненного пути – быть бизнес-леди. С виду вполне успешная бизнес-леди может внезапно почувствовать неясный внутренний дискомфорт от своей, казалось бы любимой, работы.
Сразу оговорюсь, что в этой статье нет советов по имиджу бизнес-леди или по правилам поведения женщины в деловых кругах для достижения успеха. Эти истины пишутся и переписываются в женских изданиях много раз и преподносятся, как панацея от всех бед. Хотя на самом деле проблема взаимоотношений бизнеса и женщины настолько же глубока и многогранна, как и психология самой женщины.
Если женщина продолжает упорно закрывать глаза на душевный дискомфорт, испытываемый от своей деятельности, то нарастающий внутренний конфликт дает незамедлительные и непредсказуемые результаты. Собственное дело, несмотря на все усилия и профессионализм его создательницы, неожиданно становится обузой и источником постоянных проблем. Уходят клиенты, увольняются лучшие сотрудники, нет хороших проектов, низкая инициативность, в общем, не бизнес, а полнейший разброд и метания. Нередко проблемы в бизнесе перерастают в проблемы личной жизни женщины. Сильная женщина, сама себя загнавшая в замкнутый круг, никак не может определить, в чем же ее ошибка. А причины дискомфорта и последующих неудач, оказывается, лежат на поверхности.
По утверждению психологов, это происходит потому, что в деловой схватке наравне с мужчинами женщина зачастую напрочь забывает, что она хоть и «бизнес«, но все-таки «леди«. Приняв на себя мужские правила игры, женщина и свой бизнес строит также по-мужски, с соответствующей железной хваткой. Более того, в женском бизнесе условия работы зачастую оказываются несравнимо жестче, чем у бизнесменов-мужчин. Полностью подтверждаются факты, что начальник-женщина даст фору по строгости и требовательности любому начальнику-мужчине. Но диктатура со стороны женщины-начальника оказывается палкой о двух концах, один из которых неизменно наносит ущерб психике женщины-начальницы.
Психологи утверждают, что все складывалось бы гораздо благополучнее, если бы бизнес-леди время от времени вспоминала, что визитной карточкой женщины была и остается женственность. Постоянно развивать это бесценное качество в себе и распространять ауру женственности вокруг себя – это потребность, заложенная в женщине самой природой. Подавлять в себе это качество или отметать его на второй план в связи с недостатком времени и сил – значит лишить себя своего главного «оружия» в мире мужчин, и одновременно лишиться уверенности в своих силах и душевного равновесия. Не секрет, что нервозности в мире бизнеса достаточно, чтобы выбить из колеи любого уверенного в себе бизнесмена-мужчину, что же говорить об эмоциональной от природы женщине. Так зачем же усугублять эту ситуацию? Оставаться женщиной в любой ситуации – вот элементарный рецепт успеха деловой женщины.
С чего начать? Специалисты советуют начинать с переосмысления женщиной своего «Я». Чтобы помочь ей в этом нелегком деле, они рекомендуют различные методики самосовершенствования — от занятий йогой и медитацией, до освоения танца живота.
Однако, только лишь «быть женщиной в любой ситуации» недостаточно. Необходимо создать успешный симбиоз бизнеса и женственности. Это все равно, что создать прочный семейный союз мужчины и женщины. И то, и другое требует труда, творческого подхода и готовности идти на компромисс, чтобы от этого союза не пострадала ни одна из сторон, а наоборот, приобрела новые возможности.
«Женский» или, вернее, «женственный» бизнес чувствуется, начиная с порога. Спокойная уверенность, профессионализм, высокая ответственность и работоспособность вкупе с уютной обстановкой и чутким, внимательным обращением не только к клиенту, но и внутри коллектива – вот основные черты «женственного» бизнеса. Сотрудники идут на работу с удовольствием и даже в трудные времена не покидают свою компанию, ставшую частью их жизни. Новые клиенты немедленно становятся постоянными.
«Все это утопия!» — возразят многие, и окажутся неправы. Как известно, нет ничего невозможного для женщины с интеллектом, и существует множество деловых женщин, которым грамотно организованный «бизнес с женским лицом» приносит душевное удовлетворение, а его материальная отдача превосходит порой самые смелые ожидания.