Авторские права на старые фильмы могут перейти Фонду кино
Одним из вариантов использования доходов от продажи прав на фильмы, созданные до 1993 года, могла бы стать их передача Фонду кино, рассказал замдиректора департамента кино Минкультуры Игорь Каллистов. Он объяснил, что авторы картин, снятых в советские времена, не имели никаких имущественных прав на свои произведения, поскольку «работали в штате киностудий и творили за зарплату плюс постановочное вознаграждение».
Переход на рыночные основы позволил кинопредприятиям самостоятельно распоряжаться доходами от фильмов прошлых лет. Перечисление авторского вознаграждения режиссерам и сценаристам выполнялось по решению самих киностудий, добавил представитель Минкультуры.
После 2001 года государственные студии были реорганизованы: весь производственный комплекс выделили в отдельные государственные унитарные предприятия — творческо-производственные объединения (ТПО), куда перешли практически все сотрудники. За оставшимися после выделения материальной базы предприятиями (фильмофондами) были закреплены только права на старые фильмы — таким способом государство пыталось защитить их от бесплатной передачи в частные руки во время приватизации, поскольку, напомнил Каллистов, эти права как объекты собственности до реорганизации никогда не учитывались. Таким образом, подчеркнул представитель Минкультуры, «правопреемниками дореформенных государственных киностудий стали именно фильмофонды». Впоследствии, добавил он, фильмофонды подверглись укрупнению и постепенно соединились в «Объединенную государственную киноколлекцию» (ОГК).
Исключение было сделано для «Мосфильма», не попавшего под общую схему реорганизации. Именно обладание правами на коллекцию обеспечило «Мосфильму» возможности для дальнейшей успешной деятельности: в настоящий момент студия получает от их использования более 200 миллионов рублей в год.
В июне на встрече с классиками отечественной анимации глава правительства РФ Владимир Путин потребовал расформировать ОГК, передав ее функции Госфильмофонду.
«В условиях острого дефицита финансовых ресурсов, вкладываемых в создание фильмов, наиболее целесообразным было бы передавать деньги от использования картин прошлых лет Фонду кино для увеличения объемов финансирования отечественной киноиндустрии», — считает Каллистов.
Он, однако, подчеркивает, что речь идет лишь об одном из возможных вариантов решения проблемы: правительство вполне может сделать выбор и в пользу распределения средств между авторами.