Как правильно реагировать на критику
Не критикуют только того, кто ничего не делает. Возможно, это прозвучит странно, но для многих эта фраза становится жизненным принципом.
В плохом смысле: вместо того, чтобы учиться воспринимать критику правильно, такие люди перестают делать что-либо вообще, кроме ежедневной рутины. Это неразумно и неинтересно: в данном случае гораздо проще решить проблему, чем отступать.
Реагировать на критику можно по-разному. Кто-то соглашается с ней, не возражает, но в душе очень сильно переживает – подавляет свою реакцию. Как правило, это приводит к депрессиям и психосоматическим расстройствам. Кто-то начинает спорить и доказывать свою правоту – это чаще всего приводит к конфликтам. Чрезвычайно редкий случай – когда критике радуются. Это показывает, что человек готов учиться, узнавать о себе новое.
Воспринимать критику сложно, потому что для многих это довольно неприятно и болезненно. Обычно у каждого критического замечания есть свои психологические причины. Чтобы легче переживать подобные ситуации, важно понять этот подтекст. Бывают люди, которые за счет критики повышают свою самооценку или пытаются продемонстрировать свой статус (ситуация руководитель – подчиненный).
Бывает и обратное: когда критика конструктивна и действительно поможет вам что-либо улучшить. В любом случае критика сигнализирует о заинтересованности собеседника и необходимо серьезно относиться к каждому возражению.
Тотчас же и напрямик противоречить критике собеседника – значит обидеть его. Бессмысленно пытаться игнорировать критику. Лучший способ реагирования – частичное согласие (в первую очередь со считываемой психологической причиной!) и ответный вопрос.
В том случае, когда человек критикует вас, чтобы показать свою значимость, лучшая политика – показать человеку, что он значительный. Сказать: «Да, ваше мнение для меня очень важно». Если же такие ситуации повторяются – тогда уже стоит отстаивать свои границы. Скажите о том, что чувствуете, когда за ваш счет все время пытаются повысить самооценку. Без агрессии. Просто констатируя факт.
Когда вас критикует руководитель – соблюдайте субординацию. Соглашайтесь с тем, с чем вы действительно согласны. К примеру, вы не выполнили задание в срок. Скажите: «Да, действительно, я не успел его сдать вчера вечером. Однако оно было готово, к тому же, я немного доработал его дома – и сегодня утром оно уже было у вас на столе». Признайте часть обстоятельств, с которыми вы готовы согласиться и поставьте это на первый план.
Если вы любитель спорить и не можете себя сдержать – возьмите за правило брать тайм-аут. Выучите фразу: «Спасибо, что это отметили, можно мы обсудим это через пять минут?»
Когда критика конструктивная – учитесь принимать это с благодарностью. Если не получается – значит проблема в вашей самооценке, которая явно занижена. Болезненная реакция на критику – это исключительно ущемленное самолюбие. Здесь выход один – стараться улучшить ее.
Если вы заметили, что собеседник настроен негативно, то снизить напряжение вам помогут специальные психологические приемы:
1. Игнорируйте агрессию, сделайте паузу. Используйте фразы: «Давайте уточним, в чем суть проблемы…», «Я вас не совсем понял…», «Можно еще раз…».
2. Признайте факт, попытайтесь понять чувства собеседника и скажите ему об этом, продемонстрируйте уважение. Используйте фразы: «Да, вы правы, и…», «Я понимаю вашу озабоченность…», «Да, здесь я полностью с вами согласен…».
3. Покажите, что хотите вместе найти лучшее решение, попросите совета. Используйте фразы: «Я хочу понять…», «Почему бы нам не сделать это вместе…», «Уточните, пожалуйста, что…».
Лучший союзник в достижении бесконфликтного общения – это ваша демонстрация согласия. Ответная критика, ссылки на обстоятельства, молчание или игнорирование лишь усилят напряжение. Помните это и не позволяйте критике препятствовать вам на пути к цели!
http://femina.by/